В момент выбора электрогенератора вопрос охлаждения обычно не стоит, т.к. использование того или иного типа охлаждения в устройстве достаточно логично обусловлено областью применения генератора (здесь мы отвечаем себе на вопрос «Для чего нам генератор?») и его мощностью (здесь мы отвечаем на вопрос «Что будем питать?»). И все же, на наш взгляд, лучше понимать принцип работы используемых систем охлаждения, дабы максимально приблизиться к «крайним» срокам службы Вашего генератора, заявленные производителем, а то и превзойти их.
Охлаждение в электрогенераторах бывает двух типов – воздушным или жидкостным.
Воздушный тип охлаждения имеет достаточно простое исполнение и обладает невысокими теплоотводящими способностями, поэтому их обычно устанавливают только на генераторы небольшой мощности, до 20 КВа. Принцип работы заключается в следующем: приток свежего воздуха, который проходит через разогретые детали оборудования, охлаждает их. Следовательно, рекомендуется устанавливать такие электрогенераторы на открытом воздухе либо оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию.
Преимуществами воздушной системы охлаждения генераторов являются:
- Компактность агрегата и простота в обслуживании;
- Умеренная стоимость, что логично благодаря простоте исполнения;
- Низкий уровень вибрации;
- Быстрое достижение рабочих температур, что в свое время увеличивает КПД;
- Наличие поршневой системы, которую отличает отменная износоустойчивость и переносимость высоких температур.
К недостаткам электрогенераторов с воздушной системой охлаждения можно отнести:
- Использоваться такие агрегаты могут только в качестве резервного источника питания;
- Низкая степень защиты, следовательно, могут быть поломки при попадании пыли и других загрязнений;
- Ограниченный ресурс работы, в среднем около 5000 моточасов;
- Высокий уровень шумности;
- Непрерывная работа не более 6-8 часов.
В свою очередь электрогенераторы с жидкостным охлаждением обеспечивают куда более продолжительный ресурс работы – до 30 000 моточасов. Поэтому уже такие станции могут использоваться в качестве основного источника питания.
Конструктивно система жидкостного охлаждения представлена рубашкой охлаждения, радиатором с расширительным бачком и паровоздушным клапаном, насосом для хладагента, термостатом, вентилятором и соединительными патрубками.
В качестве охлаждающей жидкости, как правило, используется антифриз, но могут применяться и другие химические составы, указанные производителем. Также, мало, кто это делает, но для предотвращения коррозии элементов двигателя и препятствия образования накипи, рекомендуется применять специальные присадки. В роли охлаждающей жидкости может выступать и масло – масляное охлаждение. Однако такие двигатели выпускает только DEUTZ.
Принцип работы системы жидкостного охлаждения аналогичен применяемым в современных автомобилях. Двигатель приводит в действие насос, который заставляет охлаждающую жидкость циркулировать. Пока тепловыделяющие детали не нагрелись, жидкость передвигается по малому кругу минуя радиатор. При увеличении температуры внутренних элементов генератора хладагент начинает циркулировать по большому кругу. Вентилятор обеспечивает постоянный приток воздуха, тем самым происходит охлаждение жидкости в радиаторе.
К преимуществам данного типа охлаждения генераторов, можно отнести следующие:
- Агрегат с таким типом охлаждением наиболее надёжен и долговечен, благодаря термостатам, которые регулируют степень охлаждения, и благодаря паровоздушному клапану, который выбрасывает пар, образующийся при этом;
- Может эксплуатироваться в неблагоприятных и крайне суровых условиях;
- Достаточно неприхотлив к качеству используемого топлива и к уровню обслуживания.
.
Недостатки вытекают из самого принципа работы жидкостной системы, а именно:
- Стоимость эксплуатации будет повыше, надо раскошелиться на расходники, требуется менять антифриз, антикоррозийные присадки и фильтры;
- В случае если соответствующие присадки не используются, необходимо постоянно очищать все детали от образовавшейся накипи;
- Из-за повышенной шумности при работе электрогенератора такого типа возникает необходимость дополнительно приобретать шумоизолирующий кожух. Либо организовать качественную звукоизоляцию в помещении, где планируется установка агрегата. Можно конечно избавиться от этой проблемы малой кровью, купить бирюши или другие индивидуальные средства шумозащиты :) . Тут уж каждый заботиться о своем здоровье как считает нужным!
Надеемся, данная статья помогла Вам прояснить основные моменты и отличия воздушного охлаждения от жидкостного применительно к электрогенераторам. Следите за нашим блогом и качественного Вам тока!